Что объединяет устройство дорожного водоотвода, теплотрассы, дренажной системы и создание тоннелей и каналов? Для всех этих, несомненно, полезных сооружений применяются железобетонные лотки. В настоящее время, сложно себе представить качественное строительство дорог, исключающее применение заводских железобетонных изделий. ЖБИ, спроектированные для каждой инженерной конструкции индивидуально, они легко монтируются и позволяют в разы уменьшить расходы на строительство. Использование при строительстве дорог, гидротехнических и очистных сооружений, каналов и тоннелей облегчило выполнение многих трудоемких задач.
Кроме того железобетонные лотки используют для строительства многоэтажных и частных домов, автомобильных парковок. Лотки бетонные небольших размеров служат преимущественно для устройства сточных канав и отвода воды от тротуаров и городских улиц. Намного облегчилась прокладка подземного кабеля и герметичного «теплого» канала для трубопровода с появлением лотков из железобетона. Активное производство железобетонных лотков началось в 60-е годы XX века, когда удобные и универсальные бетонные лотки заменили монолитные каналы и каналы из кирпича, неукрепленные водоотводы и вырытые в земле канавы. Лоток по сути своей является бетонной армированной скобой, изготавливаемой методом вибропрессования или вибролитья из тяжелых марок бетона, обеспечивающих максимальный период службы изделий. Армирование бетонных лотков производится высокопрочной сталью классов A-I, A-lll и проволокой Вр-I.
Универсальность бетонным лоткам дарит не только простота монтажа, но и сам материал – плотный тяжелый бетон, который позволяет лоткам эксплуатироваться в любых климатических условиях.
Особенно прочные бетонные лотки устанавливают в местах с повышенными нагрузками, на индустриальных объектах ив аэропортах.
Точно так же, как и к иным элементам дорожного строительства, к железобетонным лоткам применяются строжайшие требования качества. Все запросы нормативно-технологической документации, которые предъявляются к подобным изделиям, закреплены в ГОСТ 21509-85
С того времени лотки железобетонные получили широкое распространение в сфере дорожного строительства. Для различных целей были спроектированы несколько модификаций лотков – монолитные, сборные, узкие, широкие, длинные, доборные, со скошенными бортами и различными технологическими отверстиями.
Но основное различие в конструкции, материалах и армировании зависит от предназначения лотка. Все бетонные лотки выпускаются в ассортименте типоразмеров подходящих как для городской инфраструктуры, так и для загородных и сельскохозяйственных территорий. А также осуществляются выпуски лотков специально для индустриальных объектов. Большая «семья» железобетонных лотков содержит широкую номенклатуру изделий:
- Лотки для линейного водоотвода – применяются для устройства водоотводного канала;
- Прикромочные водосборные железобетонные лотки – нужны для отвода поверхностных стоков проезжей части;
- Телескопические лотки - предназначены для водоотведения в дорожно-мостовых строениях и при благоустройстве придорожных территорий, а так же для отвода ливнёвых вод в дорожном и гражданском строительстве;
- Дренажные лотки - из армированного бетона используются для отвода сточных вод;
- Лотки теплотрасс – основа защитных каналов для теплотрасс;
- Лотки межпутные -специально разработанные ЖБИ для дренажа железных дорог;
- Кабельные лотки – узкие лотки применяемые для прокладки кабелей и т.п.
Дренажные лотки высокой надежности и долговечности отводят воду от фундаментов зданий и цокольных этажей. Отводя излишек дождевой и талой воды, дренажные бетонные лотки продлевают срок службы зданий.
Для отвода воды с возвышений и насыпей были разработаны телескопические лотки, которые сбрасывают поверхностные стоки в пониженные места. Их простая и гениальная конструкция позволила легко монтировать водоотвод, просто вставляя один лоток в другой в любом количестве. Для установки лотка телескопического применяется блок упора. Телескопическую конструкцию затем заимствовали для производства кабельных лотков.
Железобетонные телескопические лотки служат быстрым водопропуском на дорогах и федеральных трассах. Дорожный лоток или лоток быстротока устанавливается под углом поперек насыпи автомобильных дорог, где и реализует свою пропускную способность. Бетон дорожных лотков характеризуется высокой стойкостью к влаге и агрессивным дорожным реагентам. К тому же, все железобетонные лотки, как правило, подлежат гидрофобной защите, намного продляющей службу водопропускных лотков.
Наиболее популярными являются лотки водоотводные, которые предназначаются для сбора и отвода осадков, поверхностных и подземных вод предназначаются для сбора и отвода поверхностных и подземных вод, которые скапливаются в верхних слоях грунта.
Качественные автодорожные лотки изготавливаются в соответствии с ГОСТ 21509-85, т.е. отливаются из высокопрочного бетона и в себе имеют качественное армирование. Железобетонные автодорожные лотки традиционно устойчивы к воздействию морозов и влаги. Особенно важна устойчивость бетонного лотка при прокладке канала под землей или значительном его заглублении. Лотки водоотводные отличаются длительным сроком службы – до полувека.
Другие популярные лотки призванные пропускать воду – водопропускные лотки. Основное их назначение - отведение и пропуск воды (желоб водоотводный, дождевые и дренажные лотки и другие подвиды). Такие бетонные лотки заглубляются в нужных местах и самотеком пропускают через себя жидкости.
Те же самые железобетонные лотки применяются для прокладывания всевозможных кабелей и труб. Лотки теплотрасс составляют особую категорию железобетонных конструкций. Лотки сборные применяются для устройства теплотрасс и увеличения устойчивости к подвижкам грунта, защищая их от потери тепла и воздействия окружающей среды и грызунов. Применение лотка железобетонного снижает теплопотери и сохраняет изоляционные материалы в целости, а трубы предохраняет от коррозии. Главными требованиями, которые предъявляются к лоткам теплотрасс, являются прочность и устойчивость, которые помогают выдерживать давление грунта.
Лотки теплотрасс изготавливаются в соответствии с несколькими типовыми сериями:
- Серия 3.006.1-8 Лотки типа ЛК применяются для устройства каналов и тоннелей.
- Серия 3.006.1-2.87 Лотковые элементы, предназначенные для прокладки трубопроводов различного назначения, электрокабелей и электрошин.
Устройство лотков такого, что применение таких каналов и тоннелей для непосредственной транспортировки по ним жидкостей не предусмотрено. При необходимости эксплуатации в агрессивных средах лотки теплотрасс дополнительно покрывают разными защитными веществами.
Низкая стоимость и высокое качество существенно расширяют ареал распространения каналов и ливневых отводов из лотков железобетонных. Долговечность и прочность материалов совместно с умелым монтажом позволяет лоткам