Древнее кирпича только камень и дерево. Глина, представляющая собой основу классического красного кирпича, осваивается человеком не одно тысячелетие. Наши далекие предки времен палеолита уже умели делать обжигать глину и использовать полезные свойства полученных твердых изделий.
Люди древних цивилизаций во всю использовали изделия подобные кирпичу в строительстве. Они оценили, что, в отличие от не более прочного природного камня, кирпичу можно было придать любую желаемую форму. Кирпичики позволяли создавать даже сложные архитектурные элементы. Многие из них стали мировыми памятниками архитектуры и даже чудесами света. Вспомните, из чего были построены Великая китайская стена, Висячие сады Семирамиды, Тадж Махал в Индии и многие другие великолепные храмы, соборы и даже самая известная в мире лондонская канализация. Но из кирпича возводили не только памятники и септики — керамический кирпич дал дорогу строительству жилых домов в тех регионах, в которых раньше это было трудно представить. При этом, долгое время кирпич парадоксально был то материалом бедняков, то был роскошью для аристократических слоев.
Упоминания о кирпиче есть даже в Библии, по ее словам кирпичные дома люди строили сразу после Великого Потопа: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнем. И стали у них кирпичи вместо камней» (Ветхий завет, Бытие, 11-3). Но, как известно, Бибилия писалась гораздо позже описываемых событий.
Неразрывно связан кирпич с развитием многих цивилизаций, он был известен ассирийцам, римлянам, египтянам, китайцам и коренным американским жителям — индейцам. Плоды этих цивилизаций, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о высоком уровне развития строительных технологий, что давало широкие возможности для благоустройства городов и преимущества перед «дикими» народами. Фактурная поверхности кирпичной кладки приятна для глаз, а кирпичная поверхность стены ассоциировалась и у нас и у наших предков с чем-то стабильным, богатым, и незыблемым.
На Востоке многие тысячи лет назад имелись технологии, которые позволяли производить и обжигать кирпич для разных целей, так были аналоги рядового и лицевого кирпича. Уже тогда появился облицовочный кирпич , которым активно пользовались вавилоняне, украшавшие свои знаменитые здания глазурованным кирпичом голубых оттенков. Однако, как и многие хорошие технологии, эта техника в последствии была утрачена и в более позднем античном мире разве что бедняки строили свои жилища из высушенного на солнце, а не обожженного кирпича.
Древние римляне тоже использовали необожженный кирпич, но примерно в 1 веке от Рождества Христова вновь овладели навыками обжига кирпича, тем самым существенно расширили свои возможности. Кирпичные строения Римской Империи вошли во многие пособия истории культуры как образцы высокого строительного искусства. Во 2 веке нашей эры производство кирпича стало очень привилегированным промыслом, так как это была одна из немногих прибыльных отраслей, куда вкладывала деньги аристократия. Об изготовлении кирпичей уже тогда писали труды, бережно сохраняя технологии производства. Самым известным автором, описавшим керамический кирпич и технологии его производства был Витрувий, чьи труды «Десять книг об архитектуре» сохранились до сих пор. Эти трактаты свидетельствуют о том, что первый обожженный римский кирпич имел плохое качество, так как сырье никак не подготавливалось. Римские кирпичи изготавливались из смеси глины с соломой, имели прямоугольную плоскую, но не единую форму. Самый маленький строительный кирпич имел название «бессалис» и имел длину около 20 см. Для сравнения современный рядовой одинарный кирпич имеет длину 25 см, простой же римский керамический кирпич имел длину 40 см. Кроме бессалиса существовало множество других видов и размеров кирпича, которые именовались в зависимости от своего размера.
Использовался кирпич и с целью утверждения превосходства цивилизации, для этого территории покоренных народов намеренно облагораживали и связывали с центром Империи мощеными кирпичом дорогами. Многие памятники древнеримской истории сохранились по сей день: крепостные стены, акведуки, арки и своды, купола и колонны — все это можно увидеть, гуляя по популярным туристическим маршрутам. Образцом искусства кирпичной кладки является собой Ангиа София в Византии, которая стала преемницей Рима империи и вобравшая в себя самое лучшее от своего предшественника. Величественное сооружение уже 1500 лет считается настоящим шедевром строительного мастерства, ведь купола, выполненные из обожженного кирпича имели огромный вес. Наверное, чудесной устойчивости это сооружение обязано тому, что на каждые 12 кирпичей закладывались реликвии и читались молитвы. В домостроительстве византийцы первыми стали делать массивные стены из кирпича (римляне применяли кирпич только для облицовки, предпочитая стены из бетона) при этом толщина растворных швов зачастую превосходила толщину самого кирпича. После падения Римской империи в европейской истории кирпича наступило затишье, за которым наступило великолепное возрождение.
Кирпич тех видов, которые использовались римскими строителями, больше не изготавливался, и искусство изготовления кирпичей практически исчезло. Сохранилось производство кирпича только на территории современной Италии, откуда, впоследствии в XI веке пришло во Францию. Через двести лет искусство изготовления керамического кирпича достигло Англии и остальных стран Западной Европы. А в тех регионах, где природный камень был редкостью, например, в Голландии и в Балтийском регионе, кирпич был очень важной частью средневекового строительства. Популярности своей кирпич тогда был обязан тем, что он было более доступен и прост в обращении, чем природный камень. Намного дешевле кирпичные здания также были потому, что к ним не прикладывала руку привилегированная гильдия каменщиков, поэтому кирпич был уделом простых ремесленников. После знаменитого большого пожара в Лондоне в 1666 году город был отстроен заново преимущественно кирпичными зданиями.
Но вернемся к кирпичу. Русь после принятия христианства получила возможность причаститься не только к вере, но и к целому ряду инноваций Византии. В первых памятниках архитектуры прослеживаются следы византийской кладки с широкими слоями раствора. Кирпич именовался плинфой, был тяжелым, большим и плоским, напоминающим красные плиточки.
Глиняный кирпич пришелся по вкусу строителям и зодчим древней Руси, он быстро завоевал здесь популярность и стал считаться элитным качественным материалом, которым является и сейчас. Форму бруска керамический кирпич обрел только к XV веку, таким он и был использован для строительства самого узнаваемых символов России — Кремля и собора Василия Блаженного. Стоит упомянуть ,что производство кирпича в то время было делом сезонным , так как сушка была возможна только летом.
Еще одна существенная разница между кирпичом старого времени и современным — первый не был анонимным. Фамилии, инициалы, логотипы заводов и даже номера партий штамповались на каждом экземпляре.
Задолго до появления государственных стандартов и процедур приемки, качество партий проверялось так: прибывает воз — все кирпичи сбрасывают на землю. Во времена царствования Петра I считали, что если более трех ломалось, воз заворачивали назад.
В настоящее время выпускается так называемый исторический кирпич. Заводы специализирующиеся на кирпиче ручной формовки, которые невозможно с первого взгляда отличить от старинного. Такой кирпич имитирует традиционные изделия, которыми клали стены в разных губерниях нашей страны.
Традиционным европейским материалом, изобретенным в Голландии, стал клинкерный кирпич. Его отличие от традиционного керамического кирпича в том, что его обжигают при температуре более 1100 С до полного спекания, которое дает потрясающий запас прочности. Клинкером стали мостить дороги и площади, из него возводят стены тяжелых зданий.
Во второй половине XIX в. необходимость перекрывать большие пролеты зданий новых типов ограничивала применение каменных конструкций. В крупных сооружениях конца XIX в. применялись более экономичные деревянные и железобетонные конструкции. Однако кирпич был основным материалом для возведения стен жилых, общественных и производственных зданий.
Массовое производство керамического кирпича началось тогда, когда из ремесла оно стало отраслью промышленности с техникой машинного изготовления. Активный прирост населения, урбанизация и многие другие факторы способствовали высокому спросу на кирпич. Железнодорожные туннели, канализационные каналы, фабрики, дома и офисные здания стали строится из кирпича, культурные здания и церкви украшаться новой строительной керамикой. Обожженный кирпич стал использоваться повсеместно и пережил новую эпоху своего расцвета. Прогресс в производстве строительной керамики, как например переход от ручного формирования к механизированному, несомненно, повысил скорость и количество произведенного красного кирпича. В середине XIX века были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, обусловившие переворот в технике производства кирпича
В начале XX века началось производство пустотелого кирпича , который оказался более эффективным, легким. Пустотный кирпич позволил уменьшить толщину стен и лучше сохранить тепло, снижая нагрузки на фундамент. В дальнейшем начали подвергаться строгой оценке и регламентации технические свойства кирпича. Постепенно увеличивались прочность, морозостойкость и декоративные свойства кирпича. Кирпич разделился по своему назначению на множество видов, традиционный строительный (стеновой) кирпич и кирпич облицовочный (фасадный) дополнили фигурный кирпич, фасонный кирпич. Лицевой отделочный кирпич отличается высоким качеством поверхности. С усовершенствованием и развитием новых технологий фасадному кирпичу стали придавать различную фактуру, состаривать, имитировать им кладку разных эпох и стилей.
Альтернативу керамическому кирпичу составил силикатный кирпич, изготавливаемый из смеси извести и песка. Силикатный кирпич более прочен и прост в изготовлении, но имеет некоторые недостатки.
Специалисты промышленности строительных материалов пошли путем максимального уменьшения теплопроводности и плотности кирпича. Так был изобретен поризованный кирпич, который за счет добавления выгораемых материалов намного лучше сохраняет тепло и не пропускает звук. Но и эта технология сейчас активно развивается, появился суперпоризованный кирпич, пустоты которого стали еще больше при прежней прочности.
Отрасти промышленности тоже влияли на развитие кирпича — были придуманы огнеупорный кирпич и кислотоупорный кирпич, которые используются во многих индустриальных объектах.
Варьировались не только виды, но и размеры кирпича — отход от стандартного размера в сторону экономичности дал утолщенный и крупноформатный кирпич. Он позволил ускорить процесс кладки стен и уменьшить количество раствора, сокращая расходы на строительство.
Расширялась цветовая гамма кирпича, использовался как традиционный (как мы помним использованный еще в Вавилоне) метод нанесения глазури, так и метод объемного окрашивания. Развитие химической промышленности давало все более качественные пигменты, которые не выгорали на солнце и хорошо переживали процедуру обжига. В связи в этим мы сегодня имеем сотни оттенков декоративного кирпича, который окрашен во все цвета радуги, от нежно-пастельных до насыщенных и глубоких.
Глазурованный кирпич тоже подвергся влиянию прогресса и теперь он может обладать разными типами поверхности — «аппетитной» глянцевой или строгой матовой.
История строительной керамики и кирпича еще не дописана. Качественный и экологичный материал пользуется огромным спросом по всему миру. Секрет кирпича в его красоте, которая гармонична как в своей лаконичной простоте, так и после кропотливой обработки. Со временем кирпич научился притворятся и природным камнем, и драгоценными материалами, он умеет скрывать свой юный возраст, маскируясь под старинную кладку. Все разнообразие современных образцов кирпича можно оценить в нашем каталоге. В нем собрались множество видов кирпича, керамического кирпича, который прошел длительную эволюцию, или молодых видов — песчано-цементного, силикатного и прочих, чья история, возможно, только начинается.