Сборный железобетонный траверс ( Т 9-1) –комплектующийэлемент отдельно стоящих опор трубопровода, представляющий собой балку прямоугольного сечения. Такая балка применяется в одноярусных и двухъярусных эстакадах в качестве опоры стоящих отдельно технологических трубопроводов. Основная задача траверса – перекрытие колонн и опирание трубопровода.
Проектные чертежи траверса Т 9.1 содержит
Серия 3.015-1/92.. Ввыпуске 2-2 данной сериизапроектированы железобетонные траверсы 17 типоразмеров, подходящих для всех опорных колонн под различную несущую способность. Унифицированное
сечение балки траверса – 150х300 и 250х500 мм, длина 3000 мм.
С помощью колонн и траверсов серии 3.015-1/92 конструируются различной высоты трубопроводы вплоть до 8,5 метров. Эстакады трубопровода выше 2 метров позволяют обеспечивать под проезджелезнодорожного и автомобильного транспорта.
Масса бетонного траверса составляет 450 килограмм. Такой значительные вес не только гарантирует запас прочности, но и позволяет прочно перекрывать колонны не смещаясь под действием динамических нагрузок.
Тяжелый бетон, используемый для производства траверсов Т 9-1, высокого класса прочности на сжатие В15. Морозостойкость и водонепроницаемость бетона рассчитывается под каждую трассу индивидуально, в зависимости от климатических условий расположения будущей эстакады. Как правило, бетон траверсы классами не ниже F50 и W2.
Армирование траверса пространственными каркасами из высокопрочной стали А-III и A-I скрыто под надежным защитным слоем бетона – 20 мм. Металлические детали траверсы защищены от коррозии специальными составами.
Опоры с применением траверса Т 9.1 служат для прокладки технологических трубопроводов, по которым на промышленных предприятиях распределяются разные материалы (топливные и технические газы, масла, горячая вода). Такие трубопроводы очень часто устраивают на индустриальных объектах из-за простоты и дешевизны их установки и обслуживания. Их не нужно раскапывать, поэтому профилактический осмотр и ремонт производятся в короткие сроки и без лишних усилий и затрат.
Дополнительным плюсом использования надземных опор в том, что бетон их элементов позволяет использовать их в северных районах. Траверсы и колонны рекомендованы к применению даже в особо суровых условиях, так как выдерживают перепады температур до минус 55°С. Надземные опоры перекрытые траверсами применяют в обычных условиях строительства, средне и слабоагрессивных газовых средах. При использовании колонн в условиях, угрожающих разрушительным воздействием химических сред, колонны опор дополнительно обрабатываются от коррозии.
Маркировка изделия
Маркировка траверса состоит из обозначения типа изделия, его типоразмера и порядкового номера несущей способности. Таким образом условное обозначение траверса выглядит как Т 9-1 ( 3000х 500х 250 мм), где:
- Т – указание типа изделия – траверс;
- Цифра – типоразмер изделия;
- Цифра – индекс несущей способности.
Контроль качества изделия
Важный элемент конструкции опоры - траверс, отвечающий за устойчивость трубопровода, а значит и за безопасность эстакады. Для того, чтобы траверс Т 9.1 долгие годы сохранял свою прочность и эксплуатационные качества, проводится строгий контроль качества бетона и армирования.
Бетон траверса Т не должен иметь трещин, ширина раскрытия которых не более 0, 1 мм. Арматура ни в коем случае не должна быть обнажена, а ее защитный бетонный слой не должен быть тоньше проектного более чем на 5 мм.
Точность габаритов железобетонных колонн может варьироваться ±10 мм по длине, и ±4 мм по сечению. По всей своей длине балка траверса должна быть плоской, отклонения от её прямолинейности не более 10 мм.
Бетонная поверхность траверса не имеет особого эстетического значения, и только видимые в процессе эксплуатации стороны имеют категория поверхности А3.
Так как положение траверса на эстакаде открытое, и он находится под воздействием ветра и атмосферных осадков, то все закладные изделия траверса трубопровода для крепления трубопровода и стыка с колоннами должны иметь антикоррозийную обработку.
На процедуре приемки проверяются показатели прочности бетона, соответствие арматурных изделий и монтажных петель, прочность сварных соединений, соответствие габаритных размеров, толщину защитного слоя бетона до арматуры, наличие и ширину возможных трещин.
Наличие у балки железобетонного траверса монтажных петель и качества строповочных отверстий проверяют посредством осмотра каждого изделия.
Удостоверяет качество железобетонных траверсов технический паспорт, сопровождающий партию. В нем потребителю сообщается о количестве железобетонных изделий в партии, дате изготовления партии, массе сборного изделия, а также приводится марка бетона по морозостойкости и водонепроницаемости.
Хранение и транспортировка
Сохранение траверсы Т 9-1 в пригодном для монтажа состоянии возможно только при корректной погрузке-разгрузке и перевозке изделий. На складах траверс хранится вместе с другими однотипными изделиями партии. Железобетонные изделия укладывают в штабель, высота которого не более 4 рядов изделий, или иначе не выше двух метров. Под изделия укладываются деревянные прокладки для охранения изделия от деформации. При разгрузке не допускается наваливание и сбрасывание изделий.